Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций:

1. Критерий и показатель эффективности деятельности предприятия. Другими словами, сам факт прибыльности уже свидетельствует об эффективной деятельности предприятий, однако это свидетельство не всегда является необходимым и достаточным для собственника и кредитора. Поскольку предприятию нужна не вообще какая-нибудь прибыль, а конкретная ее величина для удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц (собственников, работников, кредиторов).

2. Стимулирующая функция. Выступая конечным финансово-экономическим результатом, приобретает статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределяя, включая налогообложения.

3. Источник формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношенийТаким образом, прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития. Этот вывод вытекает из цели предпринимательской деятельности. Современные западные экономисты так формулируют цели акционерной компании (являющейся наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности): «Цели компании обычно включают (1) максимизацию акционерной собственности, (2) максимизацию прибыли, (3) максимизацию управленческого вознаграждения, (4) бихевиористические (поведенческие) цели и (5) социальную ответственность». Современная управленческая теория финансов действует на основе предположения о том, что первичная цель бизнеса заключается в материальной заинтересованности акционеров, т.е. в максимизации биржевого курса обыкновенной акции фирмы. Такая постановка цели вполне логична. Максимизация прибыли представляет собой краткосрочную задачу, решение которой рассчитано на сравнительно небольшой период времени, в то время как максимизация акционерной собственности – долгосрочная цель, поскольку акционеры заинтересованы как в будущих, так и в сегодняшних прибылях. Максимизация прибыли может быть достигнута в короткие сроки за счет долгосрочной рентабельности. К примеру, предприятие в целях получения краткосрочной прибыли может отложить проведение ремонтных работ, рискуя в долгосрочной перспективе потерять больше средств на восстановительных работах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *