Установление мировой цены и интересы участников мировой торговли (методика расчета)

Установление мировой цены и интересы участников мировой торговли (методика расчета)

Мировая цена— денежное выражение интернациональной стоимости товара, реализуемого на мировом рынке. Мировая цена служит для определения цен международных контрактов, по которым заключается большинство торговых сделок в мире.

Рента потребителя – это сумма выигрыша покупателей, имеющих более высокий уровень цены спроса при данной равновесной цене.

Рента продавца — это сумма выигрыша производителей, имеющих более низкий уровень цены предложения при данной равновесной цене.

Предположим, 2 страны, Бразилия и Мексика, в условиях отсутствия торговых отношений производят и потребляют определенную продукцию.

Бразилия Мировой рынок Мексика

Как правило, установление мировых цен происходит таким образом, чтобы при данной цене интервал (А,В) был равен (С,D).

(А, В) – объем экспорта, (С,D) – объем импорта.

Интересы участников после установления торговых отношений.

1) Интересы страны-экспортера (Бразилии).

После установления торговых отношений цена на товар, который стал экспортным продуктом повысилось, в том числе и на внутреннем рынке.

Т.о. потребители после установления торговых отношений имеют потери в объеме сектора а.

А=1/2(Q1+Q2)*дельтаР=380

Производители имеют выигрыш: S=420 (площадь а+b)

2) Интересы страны-импортера (Мексики).

Интересы производителей благодаря установлению торговых отношений в Бразилии, мексиканские производители имеют чистые потери, связанные со снижением уровня цены с 150 до 120 и, в соответствии с законом предложения, имеет место уменьшения объема предложений.

S=405 (площадь с).

Интерес потребителей. Мексиканские потребители после установления торговых отношений имеют выигрыш, связанный со снижением уровня цен на данный товар, включая продукцию отечественных производителей.

S=465 (площадь c+d)

Интересы стран импортеров и экспортеров в целом:

Экспортеры в целом:

-a+a+b=40

Импортеры в целом:

-c+c+d=60.

Т.о. в каждой стране, между которыми устанавливаются торговые отношения, имеет место присутствие экономического объекта, который имеет чистый выигрыш и чистые потери.

Страны-участницы мировой торговли получают, как правило, неодинаковый размер выигрыша, т.е. больше выигрыша имеет страна, в которой цены изменились на большую величину.

Т.е. выигрыш страны-экспортера, деленное на выигрыш страны-импортера, равен отношению изменения цены страны-экспортера на изменение цены страны-импортера в %.

Условия торговли страны: концепции и их статистическое выражение. Факторы, влияющие на условия торговли.

Два наиболее важных вопроса относительно международной торговли заключаются в следующем: «Какие блага будет экспортировать каждая страна?» и «Каковы окажутся пропорции обмена экспортируемых благ на блага, ввозимые из-за границы?»

Первый вопрос связан с проблематикой «сравнительных преимуществ», а второй — с проблематикой «условий торговли», которые и будут служить объектом обсуждения в настоящем очерке. Давид Рикардо в гл. 7 «Начал политической экономии» дал исчерпывающий ответ на первый вопрос и внес значительный вклад в разрешение второго, хотя окончательный ответ на него был дан лишь Дж.С. Миллем и А. Маршаллом.

КОНЦЕПЦИИ И ДЕФИНИЦИИ. Существует несколько альтернативных концепций и соответствующих статистических показателей условий торговли. Самые известные концепции условий торговли перечислены ниже.

(1) Товарные, или чистые бартерные, условия торговли. Это — наиболее распространенное значение термина «условия торговли», которое, как правило, имеется в виду всякий раз, когда он используется без каких-либо уточнений. В принципе товарные условия торговли представляют собой относительную цену «экспортируемого блага», показывая, сколько единиц «импортируемого блага» можно получить за одну единицу экспортируемого.. В статистической практике товарные условия торговли исчисляются как частное от деления индекса экспортных цен на индекс импортных цен (к уровню базового года).

(2) Концепция валовых бартерных условий торговли, предложенная Ф. Тауссигом. Валовые бартерные условия торговли равны отношению объема импорта к объему экспорта. В условиях, когда торговый баланс находится в равновесии (т.е. когда отсутствуют международные займы и односторонние трансферты), они совпадают с товарными условиями торговли. Дефицит торгового баланса приводит к тому, что валовые бартерные условия торговли оказываются более благоприятными, чем товарные (чистые бартерные) условия торговли, и наоборот. Из этого, разумеется, не следует, что дефицит торгового баланса всегда является более предпочтительным, чем равновесие торгового баланса, поскольку сегодняшний «дополнительный» импорт придется оплачивать в будущем за счет положительного сальдо торгового баланса.

(3) Взвешенные условия торговли (income terms of trade), их иногда именуют также «покупательной способностью экспорта». Они равны товарным условиям торговли, умноженным на объем экспорта, и соответствуют объему импорта в условиях сбалансированной торговли; в случаях же, когда имеет место положительное или отрицательное сальдо торгового баланса, они оказываются соответственно выше или ниже фактического объема импорта. Иными словами, они обозначают объем импорта в реальном выражении, который может поддерживаться при данном уровне экспортных поступлений.

(4) Факторные условия торговли равны предельной производительности фактора производства, используемого в экспортном секторе, рассчитанной в единицах импортируемого товара при существующих товарных условиях торговли. Эта концепция имеет смысл для любого отдельного фактора производства, рассматриваемого в отрыве от других, хотя иногда в литературе некорректно утверждается, что она относится к «единице производительной силы».

(5) Двойные факторные условия торговли. Данная концепция ориентирована на переход от рассмотрения международного обмена товарами к рассмотрению международного обмена факторами производства, «воплощенными» в этих товарах. Таким образом, если выбрать такие условные единицы, чтобы с помощью одной единицы труда в Англии производилась одна единица сукна, а с помощью одной единицы труда в Португалии производилась одна единица вина, то установление товарных условий торговли на уровне пяти единиц вина за одну единицу сукна будет означать, что в ходе международной торговли одна единица труда англичан обменивается на пять единиц труда португальцев.

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Факторы:

Общеэкономические, т. е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

экономический цикл;

состояние совокупного спроса и предложения;

инфляция.

Конкретно экономические, т. е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

издержки;

прибыль;

налоги и сборы;

предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические, т. е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

сезонность;

эксплуатационные расходы;

комплектность;

гарантии и условия сервиса.

Специальные, т. е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

государственное регулирование;

валютный курс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *